Слуховые нарушения у детей

Комплексная работа всех пяти органов чувств помогают ребенку полноценно познавать и воспринимать мир. Только слаженная работа этих органов дает возможность наслаждаться всей полнотой и многообразием цвета, запаха, звука, вкуса. Понятно, почему утрата одной из возможностей воспринимать окружающие предметы сильно влияет на восприятие и получение информации. Картинка перестает быть полной, что-то навсегда остается за кадром. И чем больше упускает маленький человечек, тем меньше он понимает. Как следствие этому – ухудшение развития, отставание и общая неудовлетворенность жизнью.

Как страшно, услышать родителям диагноз «глухота».

Теперь малыш не сможет быть таким как все, ему будут недоступны многие вещи, что-то навсегда исчезнет из его жизни. Он не сможет прочитать свой рассказ, не сможет подарить маме стишок, не позвонит по телефону, не расскажет, как прошел день и еще много всяких «не…». Горечь и обида – первая реакция родителей. Кто во всем этом виноват, что теперь делать?

В первую очередь взять себя в руки и приготовится к работе. Усердие и позитивный настрой ребенка напрямую зависит от настроя родителей.

Самое главное нужно запомнить, что снижение слуха, даже максимальное – это не приговор. Жизнь малыша с подобным диагнозом может и должна быть полноценной, главное найти правильных специалистов и четко следовать их указаниям.

Новейшие достижения медицины и цифровых технологий вывели на рынок широкий спектр сверхновых слуховых аппаратов. При этом прогресс не стоит на месте, разработки продолжаются и с каждым годом достижения научно-технического прогресса делают аппараты для слуха все более совершенными. Это дает возможность эффективно использовать остаточный слух и активно развивать индивидуальные особенности таких детей в области общеобразовательной программы при использовании слухового воспитания.

Один из новейших видов протезирования глухоты – это внедрение коленарного импланта. Этот аппарат дает ребенку возможность слушать и слышать. После проведения операции по внедрению импланта возможно восстановление и развитие речи на слух у пациентов, у которых присутствует тяжелая форма тугоухости. Для них протезирование даже новейшими разработками, пока не эффективно. В эту группу входит 20-30 % людей от общего числа больных.

Однако для достижения цели одних имплантов недостаточно. Для того чтобы научить глухого ребенка правильно слушать и говорить, нужны специалисты.

Квалифицированные педагоги направят слух и речь ребенка по нужному вектору развития, научат слышать и правильно воспроизводить услышанное, различать звуки, общаться, вести диалог.

Занимаясь в специальном центре, дети могут проходить обучение в игровой форме. Они знакомятся с искусством восприятия на слух и пониманием услышанного, учатся различать звуки окружающей природы и речь людей, получают разнообразные знания об окружающем их мире, обогащают свой пассивный и активный словарь.

Дети учатся понимать, что речь – это не просто звук, а поток информации и целое искусство общения.

В игровой форме внедряется потребность в речевом общении, вызванная интересными играми, заданиями, обучающими программами. После таких занятий у детей появляется мотивация и желание общаться.

После операции по установке импланта возникает много вопросов. Наиболее часто задаваемые вопросы – следующие:

1. Как быстро восстановиться речь у ребенка после операции?
В первую очередь это зависит от индивидуальных особенностей организма и возраста ребенка. Не маловажную роль играет уровень физического и психического развития, а так же степень участия семьи в процессе лечения. Высокопрофильная помощь специалистов должна быть организована сразу после операции – нельзя терять время. Обычно, при условии грамотного сопровождения специалистами, уже через два года ребенок овладевает связанной речью.

2. Сможет ли малыш с имплантами посещать обычную общеобразовательную школу?
При удачно проведенной операции, своевременном грамотно проведенном курсе реабилитации в специальном центре и выполнении родителям всех рекомендаций, ребенок может посещать общеобразовательную школу.

3. Какой именно специалист должен заниматься с ребенком, перенесшим операцию по установлению импланта?
Это обязательно должен быть комплексный подход нескольких узкопрофильных специалистов. Ведь слуховые нарушения ведут, пусть и в легкой степени, к нарушениям внимания, памяти, речи. В восстановлении ребенка участвуют специалисты педагогического медицинского, психологического профилей.

Сурдопедагог займется развитием слуха уделит внимание формированию пассивного словаря, развитию, восприятию и анализу речи.

Логопед научит ребенка активно использовать новые приобретенные навыки, продолжит развивать связную речь, формировать грамотность, воспроизводить фразы и словосочетания.
Дефектолог уделит большое внимание развитию сосредоточенности, глубины восприятия, памяти, моторики и мышления ребенка.

Психолог проведет работу с родителями малыша, поможет им и ребенку научится понимать друг друга. Специалист сможет выявить подсознательные страхи ребенка, проработает их вместе с ним, научит малыша правильно выражать свои эмоции, мысли и желания. Психолог поможет ребенку определить свое отношение к окружающему миру и его новое понимание в связи с развитием слуха.
Кроме этого реабилитация ребенка сопровождается медицинскими специалистами. Осуществляется контроль психоневрологом, потому что дети, перенесшие операцию, часто имеют нарушения в работе центральной нервной системы.

4. Какая именно помощь больным детям осуществляется в специализированном центре?
Главное достоинство таких центров – предоставление комплексной помощи. Работа всех специалистов взаимосвязана и взаимозависима, поэтому ведется коррекционная программа с учетом всех нюансов конкретного ребенка. Этому способствуют динамические курсы. Они предоставляют ощутимый результат за очень краткий срок, всего 2-4 недели.

5. Почему динамические курсы настолько эффективны?
Основная эффективность состоит в том, что у детей со сложными нарушениями слухового развития происходит запуск слухового восприятия, за относительно короткий срок. Работу с малышом одновременно ведет группа из нескольких специалистов, которые осуществляют разносторонний подход.
Эффективное сочетание разнонаправленных действий – обучения, игры, тренировки, упражнений, повторений и ознакомления дают высокий результат, увеличивают познавательную способность ребенка и ускоряют динамику восстановления речи.

В случае постановки ребенку диагноза «глухота», не стоит опускать руки. Тугоухость и глухота поддаются коррекции, которая осуществляется грамотным подходом высококвалифицированных специалистов.