Общее недоразвитие речи у детей

Общие недоразвития речи вызываются рядом факторов. Данные нарушения результат психико-педагогических отклонений, которые проявляются при следующих формах речевой патологии у детей.

1. Моторной, сенсорной алалии и сенсо-моторной алалии.
2. Детской афазии.
3. Ринолалии.
4. Дизартрии
(в случае, если наблюдается одновременно с нарушениями фонетико-фонематической стороны речи, при с малом словарном запасе и грамматическом строе).

Общее речевое недоразвитие представляет собою устойчивое проявление отставаний в формировании всех компонентов речевой системы, как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической.
Дети имеющие подобные речевые отклонения, как правило, начинают говорить позже. Их словарный запас отличается скудностью. Речь такого ребенка содержит ярко выраженные дефекты в произношении, аграмматизмы, и фонемообразования.

Как и любое отклонение, речевое недоразвитие проявляется в разной степени. Ребенок может владеть развернутой речью с некоторыми элементами лексико-грамматического или фонетического недоразвития. Вместо речи у ребенка может присутствовать только лепетание или наблюдаться полное отсутствие речи.

С учетом проявления этих особенностей выделяют три уровня речевого развития, которые имеют свои характеристики.

Характеристики первого уровня

1. Наблюдается полное или частичное отсутствие речи. Общение происходит при использовании лепетания, сокращенных слов, которые подкрепляются мимикой и жестами. Активный словарь очень скуден и включает в себя звукоподражающие комплексы и лепетные слова. Действия выражаются в форме предметов и наоборот. Вместо «закрой дверь» — «дверь», «поиграть в мяч» — «мяч», «едет машина» — «ву-у».
2. Отсутствие в речи фраз и предложений. Для общения дети используют отдельные слова.
3. Ярко выраженное смазанное звукопроизношение, слабая артикуляция, отсутствие в речи многих звуков.
4. Наличие сложностей в воспроизведении многосложных слов. Дети произносят только первый слог слова, например «ку», вместо «кубики» или используют повторяющиеся слоги «ко-ко» (петух), «ля-ля» (музыка).
5. Отсутствия понятий грамматического изменения слова. К примеру, ребенок не понимает единственной и множественной формы существительного, не понимают временных изменений глаголов, не делает отличий между женским или мужским родом предметов и прилагательных, неправильно употребляет предлоги.

Характеристики второго уровня

1. Использование несложных фраз, зачастую искаженных в грамматическом и фонетическом отношении. Дети отвечают на вопросы связанные с семьей, знакомыми событиями и окружающей природой по картинкам.
2. Скудный, обедненный активный словарь. Наблюдаются ограничение в использовании слов действия, признаков и предметов. Ребенок не может ответить на вопросы о названии детенышей животных, частей тела, профессий, мебели.
3. В речи ребенка наблюдаются грубейшие ошибки при использовании грамматических конструкций. Чаще всего это смешение падежных форм («ушел папа», вместо «ушел с папой»); отсутствие падежных склонений при использовании существительных («хочу папа», вместо «хочу к папе»); использование глаголов в преимущественно в форме инфинитива или 3-его лица («дать маме», вместо «дай маме»); нарушение употребления единственного и множественного числа («два кружки», вместо «две кружки»); отсутствие согласования между прилагательными и другими частями речи ( «красный платье», «большой девочка»).
4. Дети не используют существительные среднего рода, правильное употребление предлогов вызывает затруднения, часто они их просто упускают («зайти дом», вместо «зайти в дом»), а существительные используют в исходной форме. Дети редко используют частицы и союзы.
5. Выражено нарушение в понимании речи, хотя оно явно выше, в сравнении с первым уровнем. Заметно неустойчивое понимание разных грамматических форм. Присутствует понимание единственного и множественного числа глаголов и существительных. Однако при употреблении форм числа по отношению к прилагательным трудности остаются. Правильное значение предлогов наблюдается только в хорошо знакомых оборотах.
6. Присутствуют существенные нарушения воспроизведения звуков – их отсутствие, искажение. В первую очередь это сложные артикуляционные звуки (сонорные, шипящие, свистящие). Твердые звуки часто заменяются мягкими или наоборот, например, «пать» – «пять», «сутуль» – «стул». Однако артикулярно простые звуки, особенно при сравнении с первым уровнем, выражаются более четко.
7. В слогах со стечением согласных, часто наблюдаются нарушения в виде добавления гласных, пропуск согласных и другие искажения, например, «тул» — «стул», «ужка» — «кружка». Слоги произносятся относительно устойчиво, но только двусложные или трехсложные. При воспроизведении пятисложных и четырехсложных слов наблюдаются искажения, порою делающие слова совершенно неузнаваемыми, к примеру, «велосипед» – «сипед», «многоэтажка» – «мотажка».

Характеристики третьего уровня

1. Наличие фразовой развернутой речи с некоторыми элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
2. Отсутствие дифференциации звуков при произношении (преимущественно, сонорных, шипящих и свистящих, аффрикат (ц, ч, щ)). Это проявляется заменой одного звука сразу двумя или более звуками соответствующей или близкой фонетической группы. Иногда отдельное произношение этих звуков удается, но в самостоятельной речи они звучат неправильно.
3. Наблюдается ошибочная постановка слогов в многосложных предложениях, их самопроизвольная перестановка, к примеру, «колбаса» – «кобалса».
4. Происходит нарушение фонематических процессов. Не смотря на улучшение произношения отдельных звуков, присутствует недостаточная дифференциация при слуховом восприятии звуков. Задания на определение слове первого и последнего звука оказываются сложно выполнимыми, как и название звука на который начинается указанный предмет.
5. Малый словарный запас. Особенно скуден активный словарь ребенка на наличие прилагательных, уточняющих, описывающих качество или добавочные характеристики предметов. Ребенок использует в основном глаголы и существительные. Наличие лексических ошибок – замена названия части предмета на целое и наоборот, подмена названий предмета теми действиями, которые он исполняет (дворник – «подметает»), обобщение (голубь – «птичка»), обобщение признаков (широкий, высокий, длинный – «большой»).
6. Отсутствие навыков в образовании словоформ, ребенок не может подобрать однокоренные слова, образовать слово при помощи приставки или суффикса.
7. Ошибки при словоизменении – трудности при согласовании прилагательных, числительных с существительными в правильном числе и роде.
8. Множественные ошибки при использовании предлогов.
9. Не смотря на использование развернутой фразовой речи, наблюдаются ощутимые затруднения при постройке предложений.
10. Понимание обращенной к ребенку речь представлено нормой, однако затруднения возникают при использовании видоизмененных приставок и суффиксов слов. Затруднено восприятие морфологических элементов, которые выражают число и род, в оттеночном значении однокоренных слов и выражений причинно-следственного и временного характера.

Полноценное, всестороннее развитие ребенка напрямую зависит от грамотной речи. Не стоит ждать, пока отклонения пройдут самостоятельно. Чем раньше приступить к коррекционным занятиям и лечению, тем быстрее и результативнее произойдет избавление от отклонений в развитии речи, что свою очередь, влияет на уровень интеллектуального развития ребенка.