Дизартрия — нарушение звукопроизношения у детей

Умение говорить – это не врожденная способность человека, речь формируется в процессе социализации и на ее становление влияет ряд факторов.

Основой для нормального развития речевой функции является правильная работа речевого аппарата. Согласно норме, речевое развитие подразумевает возможность произносить все звуки к возрасту 5-6 лет. Если к этому времени артикуляционная база не полная, происходит задержка или присутствует своеобразное произношение отдельных звуков, то проявляется «косноязычие», которое уже нельзя назвать возрастным.

Данное отклонение вызывается определенными причинами, которые мешают ребенку полноценно овладеть полной артикуляцией звуков. Эти недостатки, отклонения ,нарушения и дефекты требуют помощи специалиста — логопеда.

Каковы же причины, мешающие ребенку полноценно овладеть речью?

1. Наиболее часто встречающаяся причина – дефекты в строении органов речи ребенка. Это может быть нарушенный прикус (прогнатия, прогения), отклонения в размере языка в ту или иную сторону, ринолалия (вражденный дефект строения неба и верхней губы).
2. Нарушение подвижности речевых органов. Это выраженная слабость отдельных мышц губ и языка (обычно кончика, спинки или боковых краев). Такие явления называются парезами.

Основные показатели при нарушении звукопроизношения:

1. Полное отсутствие в речи некоторых звуков. Чаще всего выражается в отсутствии звука «р». Например «кот», вместо «крот» или «ыба», вместо «рыба».
2. Замена одних звуков другими. Вместо звука «р» произносятся звуки «й», «ль», «л». Например слово крот произносится как «клот», «кльот» или «кйот».
3. Неправильное произношение с искажением целой группы звуков. Например, все свистящие звуки произносятся как межзубные. При таком отклонении кончик языка занимает положение между зубами.
Важно! На данный вид произношения следует уделить особое внимание. Оно не проходит самостоятельно по мере взросления ребенка. В этом случае помощь может оказать только логопед. К специалисту придется обращаться в любом случае, поэтому не стоит ждать, пока ребенку исполнится пять лет, иначе это повлечет за собой закрепление неправильного произношения.
4. Смешивание некоторых звуков. К примеру, ребенок может произнести определенный звук, но путает его местами с другим звуком. Вместо слова «душ», говорит «дус» или вместо слова «собака» говорит «шобака».

Помимо перечисленных артикуляционных нарушений, неверное произношение некоторых звуков может накладываться на нарушение дыхательного процесса. Восстановить правильное дыхание можно без помощи врача, посредством целенаправленных и регулярных действий под руководством логопеда. Упражнения включают в себя активизацию работы мышц речевого аппарата, развитие артикуляционной моторики посредством специальных артикуляционных массажей и гимнастики.

Звуковоспроизведение – это ряд сложных и слаженных действий речевого аппарата. Полноценная речь возможна только при четкой работе артикуляционного аппарата, правильной координации мелких движений всех участвующих в процессе органов и точной регулировке головного мозга. Правильная и четкая речь – это одно из главных условий гармоничного развития ребенка. В случае выявления у ребенка проблем с речью, ни стоит откладывать решение проблемы, необходимо сразу же обратится за помощью к специалисту.