Восстановительное обучение речи после перенесенного инсульта и речевой афазии

Специалисты предлагают методику восстанавливающего обучения речи людей, перенесших инсульт, которая гарантированно решает следующие задачи:

  • Полное восстановление психической функции — пациент восстанавливает речь на до инсультный уровень, а не приспосабливается к дефекту;
  • Генеральная направленность на восстановление речи как функции коммуникации с другими людьми — работа ведется комплексно, а не по отдельным блокам;
  • Восстановление частных сенсомоторных речевых функций идет как подзадача и рассматривается только как ступенька в качественной социализации пациента.

Общий принцип работы специалистов центра по работе со взрослыми людьми, перенесшими инсульт и страдающими от речевой афазии— мы возвращаем людям полноценную жизнь, а не приспосабливаем их к существованию в ограниченном, упрощенном социальном общении.

Основные принципы реабилитации и преодоления афазии после инсульта

Логопедическая работа по реабилитации ведется по направлениям:

  • Психофизиологическое. Начинается с нейропсихологического анализа для определения механизма первичного дефекта афазии. Выявляются сохранившиеся опорные системы — анализаторные, разно уровневые организационные речевые конструкции, конкретные сохранённые диалоговые психофункции. Формируются принципы контроля путей прохождения обратной информации и коррекция допускаемых ошибок.

  • Психологическое. Весь восстановительный процесс ведется с учетом личностных качеств пациента, которые и являются ориентиром при постановке задач лечения афазии после инсульта. Опирается на сохранившуюся личностную вербалику и предметную деятельность. При этом разрабатывается индивидуальные алгоритмы, выполняя которые пациент восстанавливает нарушенные умения.

  • Психолого-педагоическое. Коррекционно педагогический процесс строится гармонично от простого к более сложному. При этом сначала выявляются сами понятия сложного и простого для личности больного. Вся работа ведется с контролем объема представленной вербальной и графической информации. Также соблюдается строгий количественный контроль их сложности и степеней разнообразия

Виды восстановительного обучения, практикуемые логопедами

Индивидуальная работа с пациентами направлена на:

  • Восстановление естественной способности понимания речи другого человека и возобновления самостоятельного конструирования предложений.
  • Восстановление личной вербальной активности в общении.
  • Снятие как основных системных нарушений речи, так и вторичных.

Групповая работа с людьми, перенесшими инсульт, включает в себя:

  • Полное восстановление социального контакта с действительным миром.
  • Коррекцию эмоциональных нарушений и изменения личности.
  • Создание и поддержание мотивационной составляющей общения пациента.
  • Восстановление индивидуальных для конкретной личности вербальных и невербальных способов общения.
  • Снятие торможения при активной групповой коммуникации.

Современная логопедия разработала и совершенствует достаточное количество групповых и индивидуальных приемов работы (в том числе и аппаратно-компьютерных), которые опытный врач-логопед может использовать для успешного преодоления последствий инсульта.

Улучшение качества жизни людей, перенёсших инсульт, для нас является более чем посильной задачей, мы все же стремимся вернуть обществу полноценную личность, а близким их любимого родного человека, каким он был до этой тяжелейшей травмы. Давайте совместно сделаем все, что в наших силах, и будем шаг за шагом идти по пути выздоровления и реабилитации качества понимания, речевого и невербального общения дорогих нам людей.